Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

КАК ПРИВИТЬ РЕБЕНКУ БЕРЕЖЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЕДЕ: 9 СОВЕТОВ

Основой выработки правильной пищевой привычки у маленького человека является отношение родителей к кормлению.

1. Первая проблема — кормление малыша тогда, когда он сыт, но выражает недовольство. Требуя внимания, малыш плачет чаще, реакция родителя остается прежней: заплакал - нужно скорее накормить. Когда ребенок становиться старше, папа и мама утешают его различными сладостями. Получается, что родители сами приучают ребенка «заедать» стресс, а потом удивляются, почему он ест так много сладкого.

2. Неправильное пищевое поведение формируется, когда родители пытаются манипулировать ребенком с помощью еды. Например, поощряют с помощью сладкого, лишают еды за провинность и т. п. Если же родители хвалят ребенка за то, что он хорошо поел, и ругают, если поел плохо, то они также формируют у своего чада зависимость от еды. У ребенка возникает такая ассоциативная цепочка: когда я ем, меня хвалят, значит, «еда» равно «любовь», чтобы тебя любили, нужно много есть. Не манипулируйте с помощью еды - еда не должна быть утешением, поощрением или наказанием.

3. Нужно говорить детям: «Необязательно доедать все, что осталось. Просто ешь, пока твой животик не скажет, что хватит». Заодно неплохо приучить их к тому, что, после того как обед закончился, добавки не будет до ужина – так что стоит позаботиться о своем животике заранее. Не заставляйте ребенка есть, давайте только то количество еды, которое он охотно съедает. Не уговаривайте и не запугивайте его.

4. Сделайте из еды настоящий ритуал – с красивой сервировкой, общением семьи за столом. Осваивайте новые рецепты вместе с ребенком, пусть он тоже проявит свою фантазию. Всегда используйте игровые элементы, ведь игра - это самая доступная для понимания ребенка форма обучения.

5. Не смотрите телевизор во время приема пищи. Научно доказано, что таким образом съедается гораздо большее количество еды, чем необходимо.

6. Кормите ребенка четыре раза в день - завтрак, обед в 12, полдник в 4, ужин в 8 (для детсадовцев и школьников подойдет только завтрак и ужин). Никаких перекусов и довольно большие порции помогают выработать правильно отношение к еде.

7. Если ребенок играет с едой, считайте, что он наелся, заберите у него еду, спрячьте тарелку. Тут события могут развиваться по двум направлениям: первое — ребенок закапризничает и опять попросится за стол (в этом случае вы вернете его за стол и посмотрите, что будет дальше); второе — ребенок спокойно займется игрушками (значит, он, действительно, наелся). Производя это действие, обязательно проговорите вслух, что именно вы делаете и почему. Объясняйте малышу, что баловаться во время еды нельзя. Делайте это каждый раз, как только малыш играет. Ребенок должен почувствовать закономерность. Случается и такая ситуация: ребенок начал баловаться за столом, и вы удалили его к игрушкам; а через некоторое время малыш (в неурочный час) попросил есть. Дать ли ему немного поесть до назначенного часа? Не желательно. Этим вы можете испортить аппетит. Постарайтесь, насколько это возможно, отвлечь внимание ребенка — игрой, например.

8. Также стоит своим примером показать, что баловаться с едой нельзя. То есть вы родители, сами за столом должны спокойно есть, не ковыряясь в еде. Если есть старшие братья или сестры, они тоже должны кушать полагающим образом. Ребенок всегда старается повторить за старшими, так как они для него авторитет и пример.

9. Что делать, если ребенок плюется едой? Как только ребенок выплюнет еду, следует сказать: «Ты не хочешь есть, поэтому я забираю еду. С едой баловаться нельзя!». Если ребенок в этот момент требует другую еду, нужно сказать, что другой еды нет, и, если он хочет есть, ему придется съесть эту. Далее действуйте в зависимости от реакции ребенка. Если он соглашается есть, напомните, что баловаться с едой нельзя, иначе вы заберете тарелку, и отдайте еду обратно. Если он продолжает требовать что-то другое или возвращает еду, но опять балуется, заберите тарелку и оставьте ребенка без обеда, до следующего приема пищи не давайте никаких перекусов. Таким образом ребенок усвоит, что вы выполняете свои обещания, и в следующий раз ему надо будет быть не столь опрометчивым.

БУМЕРАНГ...

Ты включаешь компьютер и пропадаешь в нем. Ребенок зовет тебя играть как всегда, в самое неподходящее время. Лезет со своими глупостями. Это раздражает.

"Как ты не понимаешь, у меня важное дело. "
"Уйди, отстань, не отвлекай. "

Пройдет несколько лет, и эти слова вернутся к тебе как раз в тот момент, когда для тебя будет важнее всего на свете поговорить с родным человеком, просто побыть рядом. Бумеранг.

Самые интересные мультики, самые заботливые няни, бабушки, воспитатели не заменят родителей. Мама и папа - главные люди в жизни маленького человечка. Ребенок нуждается в тебе именно сейчас.

Так будет не всегда - дети быстро растут. Скоро он перестанет проситься на ручки, звать тебя строить дом из кубиков или играть в футбол. У него появится свой мир, в котором для тебя не найдется места. И тогда на твой зов чадо не побежит с лучезарной улыбкой, а лишь с досадой огрызнется - ну что опять тебе от меня надо? Бумеранг.

Больше половины мам и пап читают эти строки, включив ребенку мультики. Признайся, твой ребенок тоже сейчас перед экраном? А что, удобно! Посмотри телевизор, займись чем-нибудь сам, не лезь со своими глупыми вопросами, не мешай. Но пролетят годы, и то же самое услышишь ты. Бумеранг.

Когда-нибудь все уйдет в прошлое... карьера, друзья, важные дела. У тебя останется только семья. Твоя семья и твои дети.

Сумей сохранить их сейчас. Выключи компьютер Все дела подождут. Обними ребенка. Давай поговорим, Ты мой самый близкий и родной человек. Я очень люблю тебя.

Все так просто. И вот он уже в пути - Бумеранг любви и счастья!

КАК УЛОЖИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ

КАКОЙ САМЫЙ ЛУЧШИЙ СПОСОБ ИЗБЕЖАТЬ СРАЖЕНИЙ И ВСЕ-ТАКИ УЛОЖИТЬ ВАШЕГО МАЛЫША СПАТЬ?

Если Вы не приучили ребенка к определенному порядку действий перед сном, когда он был еще младенцем, то еще не поздно начать это сейчас. Обычно малыши очень любят все эти процедуры, потому что предсказуемость действий позволяет им чувствовать себя в безопасности. И это, безусловно, важно в ночное время, когда спокойствие является важным компонентом крепкого сна малыша. Что Вам нужно знать о том, как уложить ребенка спать? Во-первых, это начинается гораздо раньше, чем Вы думаете (другими словами, еще до первого зевка). Дети, как правило, становятся гиперактивными, когда устают, а это последнее, что Вам нужно после долгого дня, ведь Вы не хотите провести вечер в борьбе. Позвольте ребенку оставаться спокойным – не хохотать, не играть в игры с монстрами, не ругаться с папой. Вы можете дать своему малышу выбор (Будем мы читать книги или слушать колыбельные?). Ниже рассмотрим то, что еще необходимо включить в ежедневные процедуры перед сном Вашего малыша.

- Время искупаться!
Обозначьте сразу время купания, пять или десять минут. Включите теплую воду, можно добавить какие-нибудь успокаивающие травки в ванну. А если малыш не любит воду, сделайте купание заманчивым. Добавьте в ванну мыльные пузыри, бросьте в ванну любимые игрушки для купания. Во время приема ванны можно обсудить с малышом, как прошел день или спеть несколько песен вместе. Если у Вашего малыша сухая кожа после ванны, используйте специальный лосьон или крем, смягчающий кожу. Нет ничего лучше успокаивающего массажа для расслабления перед сном.

- Пижама.
Одеть пижаму – это отличный ритуал для подготовки ребенка ко сну. Предложите малышу, например зеленую и синюю пижаму, предоставьте ему выбор. А если Ваш малыш копуша, бросьте ему вызов, например, чтобы он успел одеть пижаму до того, как Вы допоете его оюбимую песенку.

- Закуски перед сном.
Ужин давно прошел, а завтрак еще не скоро – так дайте Вашему малышу немного перекусить. Обдумайте заранее, что лучше предложить из еды ребенку перед сном и опять же Вы можете дать ему на выбор несколько вариантов, чтобы он не смог отказаться. Если ребенок не голоден или не хочет есть, то этот пункт можно пропустить.

- Чистка зубов.
Возможно, Вам хочется пропустить вечернюю чистку зубов, так как обычно это похоже на битву с ребенком. Но чистка зубов перед сном гораздо важнее чистки зубов утром – бактерии могут накапливаться в ночное время и нападать на маленькие жемчужно белые зубки. Здесь Вы должны помочь ребенку, так как малыш вряд ли уже достаточно ловок, чтобы сделать это самому (самостоятельно ребенок может чистить зубы в возрасте около 5 лет). Попробуйте сделать это весело с играми для чистки зубов. Пусть у малыша будет пара красочных зубных щеток, и пусть он снова выберет, какой бы щеткой ему хотелось чистить зубы. Расскажите малышу, что Вы шахтер, который ищет золото, пойте веселые песни или ведите обратный отсчет с каждым почищенным зубом. Если малыш хочет чистить зубы сам, дайте ему сделать это, а затем помогите ему. Вы должны четко объяснить ребенку правило: «Мы всегда чистим зубы перед сном».

- Спокойной ночи, крошка.
Чтобы было легче отправить ребенка в спальню, можно напомнить ему, что игрушки ложатся спать (пусть в спальне будет несколько его игрушек, которые он будет укладывать). Желайте спокойной ночи всем: папе, маме, родным, домашнему любимцу, игрушкам и даже луне за окном. Не делайте из этого долгую историю. Как только вы выходите их ванной, сразу сообщите малышу: «Сейчас мы пожелаем сладких снов папе, Барбосу, звездам, луне, а потом пойдем в кроватку читать сказку». Так ребенок сразу знает, что последует дальше.

- Сказка на ночь.
Чтение книг может быть одной из самой сладкой «процедуры» перед сном. Предоставьте ребенку выбор, какую сказку вы будете читать. И объясните сразу, что если он будет долго выбирать, то ляжете спать без сказки. После выбора сказки прижмите вашего кроху к себе и начните читать. Лучше выбирать сказки, в которых герои тоже ложатся спать, тогда малышу будет проще уснуть. Перед сном лучше отказаться от сказок про монстров. Также перед сном можно включить любимые колыбельные и спеть пару песен вместе.

- Спокойной ночи. Поцелуи и объятия.
После того как вы прочитали последнюю сказку или спели последнюю колыбельную, уложите ребенка на подушку, дайте ему в обнимку любимую мягкую игрушку и включите ночник (если он боится темноты). Около пяти минут можете посидеть вместе с ним, поговорите о прошедшем дне – это хороший способ потренировать память и разговорные навыки. Скажите малышу, что любите его, поцелуйте, обнимите и пожелайте спокойной ночи. Добавьте «Увидимся утром!» прежде чем выйти из комнаты. Если ребенок расстроен и плачет, скажите ему, что вернетесь через несколько минут. Но в этом случае сдержите свое обещание. Скорее всего он будет уже крепко спать к Вашему возвращению.

КАК РАБОТАЕТ ПРИВЯЗАННОСТЬ РЕБЕНКА К РОДИТЕЛЯМ?

Почему детям так важна связь с родителями.

Вот самая обычная ситуация: вы ждете гостей. Ваш ребенок тоже рад предстоящему празднику, он помогает вам накрывать на стол, старательно моет овощи, раскладывает салфетки, расцветает от похвалы. Это поведение привязанности, он хочет быть с вами, хочет вам нравиться, делать общее дело.

Вот гости на пороге – и ребенок вдруг смущается, прячется за вас, вам стоит труда уговорить его выйти и поздороваться. Это поведение привязанности, он осторожен с чужими, не «своими», взрослыми и ищет защиты у родителя.

Вы сидите за столом, увлечены интересным разговором, а ребенок словно с цепи сорвался: шумит, бегает, дергает вас. Это поведение привязанности: он испытывает тревогу, видя, что вашим вниманием завладел чужой человек и хочет вашего внимания, как подтверждения, что с вашими отношениями все в порядке.

Вы теряете терпение, сердитесь на него и выставляете из комнаты. Он громко плачет, бьется об дверь, начинается истерика. Это поведение привязанности: вы дали ему понять, что можете оборвать связь с ним, более того – символически прервали ее, закрыв дверь, он протестует изо всех сил, стараясь восстановить связь..

Вам становится его жалко, вы идет к нему, обнимаете, ведете умыться. Он еще какое-то время всхлипывает, потом обещает, что будет вести себя хорошо и вы разрешаете ему остаться. Вскоре он затихает, свернувшись калачиком у вас на коленях и правда больше не шалит. Это поведение привязанности – связь восстановлена, напряжение спало, страх отпустил, ребенок обессилен, а восстанавливать силы лучше всего рядом с родителем.

Возможно, вы никогда не думали об этом в таком ключе. Возможно, вам казалось, или вам говорили окружающие, что это все происходит потому, что ребенок избалованный, или невоспитанный, или вредничает, или перевозбудился. На самом деле все проще и все серьезней. Ему просто жизненно нужна связь с вами. Вот и все. Если это понимать и уметь видеть то, как состояние ваших отношений влияет на состояние и поведение ребенка, очень многие случаи «плохого» поведения предстанут своем в другом свете.

"Мы помним, что отношения ребенка с родителем для него еще более (чем для нас отношения с партнером — прим. ) значимы, он еще больше зависит о того, чтобы любовь родителя к нему была незыблема, как скала, чтобы эта связь не могла быть прервана ни ошибкой, ни глупостью, ни несовершенством характера, внешности, способностей. Попытка установить ребенку «планку ожиданий» ввергает его в глубочайший стресс, вызывает сильный протест. И вместо ожидаемого «педагогического эффекта» своих нотаций и вразумлений мы получаем явный или скрытый саботаж, а порой и парадоксальную реакцию: ребенок усиливает как раз то поведение или качество, которым мы часто бываем недовольны. Как это работает?

Представьте себе, что вы гуляете по тропе над пропастью (а это в некотором смысле вообще метафора нашей жизни), и страхует вас прочная веревка, которую держит с той стороны человек, которому вы абсолютно доверяете, больше, чем себе. Именно так воспринимает ребенок свою привязанность к родителю и родителя к нему. И вдруг вам кажется, что веревка ослабла, провисла как-то. Что случилось? Отпустил? Забыл? Бросил? Ушел? Спросить вы не можете, пойти разузнать тоже – страшно же шаг ступить, без страховки-то. Что вы будете делать?

Правильно, дергать за веревку, в надежде, что она просто немного провисла и сейчас снова натянется и станет прочной и надежной, как раньше. Дергать с замиранием сердца – а вдруг дернешь, и окажется, что на том конце ее выпустили? Но если не дернуть, то как узнать?

Вот именно это и делает ребенок, когда у него есть сомнение в прочности привязанности. Дергает за веревку. Снова пробует то именно поведение, которое, по опыту, ставит отношение к нему родителя под угрозу. «Ты по-прежнему мой взрослый? – словно спрашивает он. – Даже если я вот так делаю? Даже если я плохой? Я не могу жить в такой тревоге, ответь скорее, чтобы я знал точно».

... Если у родителя получается дать ребенку понять, что мол, ты, дорогой, конечно, наломал дров, но не волнуйся, я тебя по-прежнему люблю, я с тобой, можешь на меня рассчитывать, веревка прочна, – ребенок успокаивается и может изменить поведение. Если взрослый в ответ тоже заводится, сам попадает под власть тревоги «он теперь всегда будет так делать, я плохой родитель, я не справляюсь, он меня не слушается, это он назло, нужно быть пожестче с ним, чтоб неповадно было впредь» и все в таком роде, – вопрос ребенка не снимается, а только становится острее.
А значит, следует ждать чего? Ага, повторения и того самого, непереносимого для родителя поведения.

Л.Петрановская "Если с ребенком трудно"

ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ. ТОП 17 САМЫХ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ-ОТВЕТОВ

ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ. ТОП 17 САМЫХ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ-ОТВЕТОВ

РАССКАЖИТЕ ДРУГИМ РОДИТЕЛЯМ О МНЕНИИ АВТОРИТЕТНОГО СПЕЦИАЛИСТА.

— Назовите пять мифов о детском здоровье.
— Трудно выбрать пять, их в десятки раз больше. Первые два: витамины и иммуностимуляторы влияют на частоту заболеваемости. Есть мифы чрезвычайно опасные, например, о пользе растирания детей спиртом или водкой при высокой температуре. Четвёртый: необходимость есть первое, второе и третье. Ну и пятый миф: нужно ездить на море, чтобы не болеть — на море чаще травятся, нежели оздаравливаются.

— Компьютер: за или против, с точки зрения медицины?
— За, конечно! Как без него! Просто нужно уметь им пользоваться. Совершенно очевидно, что его надо дозировать. Если ребёнок полтора часа в день скачет, то пусть спокойно сидит пялится в компьютер.

— Золотое правило здравомыслящего родителя?
— Главное — это счастье и здоровье семьи. Семья должна жить не интересами ребёнка, а интересами семьи. Если ребёнку хорошо, а папе плохо — это отвратительно. И ребёнок это должен чувствовать. Я не могу представить, чтобы моему ребёнку подарили шоколадку, а он не разделил её на три части. Мама тоже человек, она тоже любит шоколадку, нельзя унижать её достоинство. Каким ребёнок становится, зависит от родителей.

— Синдром дефицита внимания: миф или реальность?
— Реальность, однозначно. Раньше ребёнок без внимания был предоставлен сам себе. И это менее опасно, чем когда он предоставлен телевизору или интернету. Это трагедия общества, когда мама привязывает ребёнка к телевизору, потому что ей спокойнее, когда он рядом, в соседней комнате, нежели когда бегает по улице. 20 лет назад всё самое интересное было во дворе. Сейчас всё самое интересное дома. Отсюда и идёт гиподинамия, эпидемия ожирения.

— Насколько влияет на здоровье малыша взращивание на искусственном питании?
— Естественно, современная молочная смесь позволяет минимизировать риски, если мама знает, как с ней обходиться. При этом доказана меньшая опасность заболеть (например, диабетом), если ребёнка кормят грудью. Лучше мамы не может быть ничего.

— Требуется ли прививка от пневмококка ребёнку, который в принципе болеет нечасто, пневмоний не было?
— Как правило, нет. Вакцина дорогая, её не все могут себе позволить. Вот если государство предоставит всем нам её за свой счёт — тогда почему бы и нет.

— Стоит ли лечить детей антибиотиками?
— Когда у них бактериальные инфекции, чувствительные к антибиотикам, — стоит. Чего не стоит, так это лечить детей от вирусных инфекций антибиотиками профилактически. Антибиотики спасли миллионы жизни, но их надо использовать по назначению.
Главное правило использования лекарств: принимать не просто так, а по поводу. Это «по поводу» описано в любой инструкции в разделе «Указания к применению». Любое лекарственное средство, если не показано, противопоказано. Если при гриппе вы не находите слово «грипп» в инструкции к ампициллину, значит, пора усомниться в докторе, который его назначил.

— Лучше переболеть ветрянкой или привить её?
— Однозначно, привить. Ветрянка, как правило, лёгкая болезнь, но часто и нелёгкая.
Я проработал много лет в детской реаниматологии, видел и ветряночный энцефалит, и смерть от ветрянки. Главврач говорит с утра: «В гематологии ветрянка». Обычному человеку эта фраза не говорит ни о чём. Но мы-то понимаем: лежат дети с лейкозами, без иммунитета; у одного ветряка — значит половина из них умрёт. И к нам привозили этих детей умирать. В нефрологии ветрянка — половина тех, кто на гемодиализе, умрут.
Случайная девочка перенесла тяжело ветрянку — всё лицо в шрамах.
Хорошо переболеть лёгкой формой ветрянки в идеальном возрасте, и когда ты здоров. Вакцинация от ветрянки — как и от гриппа — вопрос не целесообразности, а материальной возможности.
Статистику осложнений ветрянки можно было бы существенно улучшить, если бы дети были привиты. И вот вопрос: удастся вам собрать Болотную площадь людей с лозунгами «Защитите наших детей от болезни, от которой разработана защита», «Страна с многомиллиардным бюджетом может позволить себе привить каждого малыша»? Отношение к детям — к детской медицине, к детским садам, к школам — это критерий зрелости нации. Если сто тысяч человек выйдет в защиту некоей политической силы, но не выйдет в защиту собственных детей, извините, для такой нации это катастрофическая ситуация.

— Есть ли будущее у российской медицины в таком случае?
— Своих детей я уже вырастил. Своих внуков я в систему здравоохранения не отдам. Если, не дай бог, с ними что-то случится, увезу их в ту страну, где я верю в медицину — в Германию, в Израиль... — где я смогу контролировать качество препаратов, где смогу повлиять на что-то.
Здесь я не верю качеству лекарств, я не верю тем людям, которые должны контролировать качество лекарств, я вижу по телевизору рекламу лекарств, и мне стыдно за страну. Я боюсь, что, когда наконец-то к нам придёт цивилизованная страховая медицина, то будут оплачивать не цивилизованные лекарства, а те, которые выпускает родственник директора страховой компании.

— В книжках вы пишете, что детей, начиная с роддома и дальше по жизни, перегревают, в то время как ребёнок от холода не страдает, а, напротив, закаляется. Когда и как нужно работать с системой здравоохранения и родителями, чтобы защищать новых членов общества от перегрева?
— Многие годы я был уверен, что главное — это терпеливая разъяснительная работа. Однако наше общество к этому, к сожалению, не готово. И российский, и украинский Минздрав с 1917-го года общается со своими врачами с помощью т. н. приказов.
Вот и тут нужно издать приказ о недопустимости профилактической антибиотикотерапии при вирусной инфекции, приказ о категорической недопустимости в детских учреждениях превышения норм температуры и влажности, предписанных законом о санитарно-гигиенических нормах и правилах.
В бумагах, утверждённых главным санитарным врачом, всё хорошо и правильно прописано. В СанПиНах (Санитарно-гигиенических правилах и нормах. — М. И.) сказано, например, что в спальнях детского сада фрамуги должны быть открыты постоянно. Закрываются за пять минут до того, как дети идут ко сну, и открываются через пять минут после того, как дети легли в кровать. Влажность 40-60 %, температура — не выше +22°С. Если вы зайдёте в типичный детский сад, вы увидите, что там влажность 20 %, а температура +28°С. Воспитатели должны соблюдать эти СанПиНы, но они не считают преступлением отходить от правил, чтобы не связываться с какой-нибудь Клушей, которая чуть что сразу кричит: «Что вы делаете, вы же ребёнка мне застудите!»

— В роддомах такая же ситуация?
— Одно дело, если новорождённый не доношен: у него неадекватная система терморегуляции, он не усваивает витамины — такого малыша кладут в кувез и питают тем, чего ему не хватает. Совсем другое дело — доношенный ребёнок, он не должен испытывать дискомфорт в комнате, где +28°С и нечем дышать, лучше заверните его в шкуру убитого медведя и продолжайте кормить грудью.
Иногда мамочки говорят, что в роддоме им акушерка не позволяет открыть форточку. О, она великий эксперт! Ей совершенно плевать на все СанПиНы, на Онищенко, на врачей, на желания этой мамы. Она там королева, у неё в руках единственное на всё отделение судно, и без пяти рублей в карман она тебе его не даст, ходи под себя. И эта же Марфа Ивановна определяет в роддоме, кого пускать, кого не пускать, ей неважно, хочешь ты быть рядом со своей женой или нет.

— Правда, что во время беременности нужно пробовать как можно большее количество занятий, так как эти навыки переходят в потенциал ребёнка?
— Это антинаучно.

— Равно как арт-терапия, ипо-терапия и прочее?
— Всё это разновидности психотерапии. Пойди куда хочешь, заплати большие деньги — тогда тебе помогут и лошади, и дельфины, и сказки, и всё что угодно.

— В первый год жизни детей осматривают в поликлинике каждый месяц. Нужны ли ежемесячные осмотры у педиатра, если нет жалоб?
— Не уверен. Врач должен осмотреть новорождённого, хорошо бы осмотреть его в месячном возрасте, в три месяца, в шесть месяцев и в год. Кстати, квалифицированная медсестра в состоянии это сделать без доктора.
Основной риск — сам факт посещения поликлиники. Если годовалый ребёнок должен ждать доктора в коридоре поликлиники, где кашляют и чихают другие дети, такая ситуация однозначно неправильная, с ней надо бороться. Хотите, чтобы врач смотрел ребёнка часто, — отрегулируйте систему таким образом, что если сказано вам прийти в 15:00, то ровно в это время Марья Ивановна вас уже ждёт. Если ребёнок заболел в коридоре поликлиники, за лечение платит государство. По логике, государство заинтересовано сделать так, чтобы ребёнок не сидел в коридоре.

— Когда же наступит то время, когда в детских поликлиниках не будет часовых очередей?
— Я уже говорил, виной всему абсолютная оторванность мужчин от всего, что касается детей. Это очевидно. Когда мужчины начнут заботиться о потомстве, тогда ситуация и изменится. Когда семья решает завести автомобиль, мужчина за полгода начинает сидеть в интернете, выяснять детали и условия покупки. А когда решают завести ребёнка, вы только в 1 % случаев встретите папашу, ищущего информацию о воспитании. Если бы вашу машину заправили некачественным бензином, вы бы разнесли заправку. А когда в больнице некачественно обслуживают вашего малыша, вам всё равно. У мужчины всегда было две главных функции: защитить накормить семью.
Чтобы дети были здоровы, нужно гораздо меньше средств. Важнее правильно наладить процесс, и тогда государство ещё сэкономит. Но ведь никто не заинтересован, чтобы дети меньше болели.

— Нагрузка современного школьника — не чрезмерна ли?
— В идеале нужно решить вопрос внешкольного времени. Если, помимо школы, ребёнок ещё три часа делает домашнее задание, а остальное время тупо смотрит телевизор, ничего хорошего в этом нет. Наша проблема — отсутствие бесплатного общедоступного школьного спорта. Невозможно представить в Канаде школу, где нет катка или школьного бассейна. Мы об этом только мечтаем. Но ведь сделать волейбольные площадки недорого: натяните верёвку между двумя столбами — и пусть дети играют.
Необходимо, чтобы полтора часа в день у ребёнка были интенсивные физические нагрузки. Если мы организовали эти полтора часа, то никакая нагрузка в школе не будет чрезмерной. Тогда мы ему сохраним здоровье.

— Как объясняется польза полуторачасовой нагрузки?
— Это физиология человека: сердце должно биться не ровно, а реагировать на нагрузки, что обеспечивает нормальную работу сосудов, мышц. Нужно мотивировать детей быстрее бежать, выше прыгать, ходить без прыщей и т. д. Они тогда и курить не начнут в 8-м классе. Необходимо развивать культ здорового отношения к себе. Потому что человек, который систематически себя убивает, — это человек, у которого мало мозгов. Быть глупым — стыдно. Человек, который курит, — глупый, потому что он идёт против инстинкта, он сознательно убивает своё здоровье. Живых существ, которые сознательно себя убивают, не существует.

— Достаточно ли ребёнку школьных каникул или, может, нужно больше? Возможно, их нужно иначе разбить на периоды?
— Важен не сам факт каникул, важно как ребёнок их провёл. Много ли детей могут позволить себе в осенние каникулы съездить поплавать на море, а в зимние — покататься на лыжах?

70 ИДЕЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С РЕБЕНКОМ

Выбирайте номер наугад - сегодня вы будете это делать:)

1. Бег с «яйцом». Шарик от пинг-понга кладем на чайную ложку и бегаем по всей квартире, стараясь удержать шарик на ложке. От 3 лет.

2. Болтуны. Быстро-быстро говорим. Кто сможет дольше? От 3 лет.

3. Быстро соображаем. Один игрок быстро называет какое-нибудь слово. Другой тут же должен сказать, что ему в связи с этим пришло на ум. Потом меняемся ролями. От 4 лет.

4. Ветеринарная больница. Мягкие игрушки укладываем в постель и лечим: перевязываем, даем лекарства, измеряем температуру, ставим компрессы и т.д. От 3 лет.

5. Гримируемся. Раскрашиваем лицо перед зеркалом в ванной. От 4 лет.

6. Даем имена. Для каждого пальчика придумываем какое-нибудь смешное имя. От 2 лет.

7. Держим равновесие. С вытянутыми в стороны руками идем, как канатоходец, по самому краешку ковра. От 3 лет.

8. Забиваем голы. Веревочкой обозначаем на ковре ворота. С некоторого удаления бросаем по воротам шарики от пинг-понга. Каждое попадание приносит очко. От 3 лет.

9. Загадываем про людей. Смотрим в окно. Придумываем про людей, которых видим внизу, разнообразные истории. От 4 лет.

10. Игра в ведьму. Из веревочки выкладываем круг. Это - дом ведьмы, в котором один из игроков - ведьма - подстерегает добычу. Остальные ползают вокруг ведьминого дома. Когда ведьма выходит наружу, все очень быстро удирают. От 2 лет.

11. Игра в привидение. Все закутываются в белые платки и кружат по квартире, как привидения, с ужасающими звуками. От 4 лет.

12. Игра в собачку. Одного игрока выбирают собачкой. Другие водят его на поводке по всей квартире. От 2 лет.

13. Игра в ступеньки. Поднимаемся по лестнице ступенька за ступенькой. Каждой новой ступеньке придумываем имя. От 5 лет.

14. Игра с магнитом. Магнит кладем под бумагу, а на бумагу - монетку. Магнитом двигаем монетку по бумаге. От 4 лет.

15. Игра в фанты. Собираем с игроков фанты. Других спрашиваем: «Что должен сделать игрок, которому принадлежит этот фант?» От 3 лет.

16. Играем в дорожное движение. Толстой кистью и красками рисуем на большом листе бумаги улицы. Когда краски высохнут, начинаем кружить по дорогам игрушечной машинкой. От 2 лет.

17. Играем в кафе-мороженое. Наполняем стаканчик из-под йогурта фруктовым соком, йогуртом и т.п. и замораживаем. Мороженое украшаем и подаем на стол. От 3 лет.

18. Играем в прятки. Один прячется в квартире, а другие должны его найти. От 2 лет.

19. Играем в разбойников. Прячем в комнате несколько предметов. Вернувшиеся в комнату игроки должны отыскать пропажу. От 4 лет.

20. Игрушечные деньги. Монеты кладем под бумагу. Мягким карандашом трем поверх монетки. Бумажные деньги вырезаем. От 5 лет.

21. Изображаем змею. Чем больше игроков, тем лучше. Бегаем по квартире друг за другом. Направляющий говорит игрокам, что они должны делать, например ползти вокруг стола или кувыркаться по комнате. От 3 лет.

22. Ищем картинки. Участник игры высматривает себе в иллюстрированной книжке какую-нибудь картинку. Другие должны ее угадать. От 2 лет.

23. Ищем колечко. Колечко незаметно перекладываем в кулак другого игрока. Нужно угадать, в какой руке спрятано колечко. От 4 лет.

24. Картинки-кляксы. Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку. От 3 лет.

24. Качели. Один ложится на покрывало, другие поднимают его повыше и качают. От 5 лет.

25. Кегли. Кубики расставляем на ковре, как кегли, и сбиваем их теннисным мячиком. От 2 лет.

26. Клеим коллаж. Газетные или журнальные страницы разрываем на кусочки. Из этого выклеиваем цветной коллаж. От 3 лет.

27. Комнатка из коробки. Из обувной картонной коробки делаем комнату. Рисуем на бумаге мебель, вырезаем и вклеиваем ее в коробку. От 5 лет.

28. Кроватки из спичечных коробков. Из спичечных коробков мастерим кроватки, из бумаги вырезаем подходящие по размеру подушечки и одеяльца. Рисуем на бумаге человечков, вырезаем и укладываем в кроватки. От 5 лет.

29. Кто дальше дунет. Дуем на пробки от бутылок так, чтобы они отлетели как можно дальше. От 3 лет.

30. Лента из домино. Костяшки из домино составляем друг за другом в длинную ленту, ставя их на короткое ребро. Когда лента будет готова, первую костяшку подталкиваем. Все костяшки падают, опрокидываясь одна за другой. От 2 лет.

31. Мастерим животных из бумаги. На плотной бумаге рисуем любых животных. Вырезаем. Приклеиваем полоску картона в качестве подставки. От 5 лет.

32. Мастерим книжку с картинками. Вырезаем картинки из каталога или журнала. Вклеиваем в тетрадь и украшаем обложку. От 4 лет.

33. Мастерим кораблики. Из ореховой скорлупы делаем кораблики: приклеиваем из бумаги треугольные паруса. Кораблики пускаем плавать в тазу или в ванне. Дуем на них в разных направлениях. От 2 лет.

34. Мать и ребенок (отец и ребенок). С переменой ролей: взрослые играют детей и наоборот. От 2 лет.

35.Мозаика. Из бумаги вырезать прямоугольник. Затем разрезать его на 10 частей разной формы. Кусочки перемешать. Снова составить прямоугольник из кусочков. От 5 лет.

36. Нанизываем сердца. Вырезаем сердечки из цветной бумаги. В каждом сердце проделываем отверстие и нанизываем на шнурок. Цепочку подвешиваем. От 5 лет.

37. Напеваем. Один из играющих начинает напевать мелодию. Другие должны ее узнать. От 3 лет.

38. Наряжаем кукол. Делаем из лоскутов наряды для кукол. От 4 лет.

39. Обрисовываем руку. Руку кладем на бумагу. Карандашом обрисовываем по контуру. Вырезаем и разрисовываем красочными узорами. От 5 лет.

40. Омлет. Из желтой цветной бумаги вырезаем круг размером с тарелку, складываем пополам. Это омлет. Наполняем его разнообразными мелочами (например, старыми фотографиями, неожиданными картинками, ароматными лепестками цветов, изюмом или монетками на счастье). Омлет подаем на тарелке и предлагаем собравшимся членам семьи в виде закуски перед едой. От 3 лет.

41. Опустошаем кошелек. Все монетки из кошелька высыпаем на стол и сортируем. От 3 лет.

42. Пинг-понг в комнате. Садимся на пол. При помощи картонки бьем шариком от пинг-понга о стену. От 3 лет.

43. Подбрасываем воздушный шарик. Хорошо надутый воздушный шарик подбрасываем в воздух.

Указательным пальцем нужно подталкивать его вверх, не давая упасть. От 4 лет.

44. Ползаем на спине. Ложимся на спину и передвигаемся по комнате, стараясь ничего не задеть. От 4 лет.

45.Придумывает прически. Приносим банты, заколки и обручи для волос. Друг другу делаем необычные, фантастические прически. От 4 лет.

46. Принц и принцесса. Из золотой бумаги клеим короны и надеваем. От 3 лет.

47. Процарапанные картинки. Закрашиваем поверхность бумаги цветными восковыми карандашами, сверху - черной краской. Каким-нибудь предметом процарапываем разные загогулины и линии так, чтобы через черный фон проступила цветная основа. От 4 лет.

48. Прячем конфетки. Все, кроме одного игрока, выходят из комнаты. Оставшийся прячет там десять конфеток, затем снова зовет остальных. Победит тот, кто найдет больше конфет. От 2 лет.

49. Птицы летают высоко. Игроки барабанят пальцами по краю стола. Каждый по очереди называет какое-нибудь животное. Если оно летает - все поднимают руки вверх, если не летает - продолжают барабанить. Если кто-то ошибется, то отдает свой фант. От 3 лет.

50. «Раздуваем» картинки. Набрызгиваем на бумагу разную краску, добавив побольше воды. Дуем через соломинку, получаются разноцветные пятна. От 3 лет.

51. Рассказываем истории. Один начинает рассказывать историю. На середине его прерывают, и следующий должен продолжить рассказ. От 4 лет.

52. Рассматриваем фотографии. Придумываем и рассказываем истории к фотографиям. От 2 лет.

53. Рисуем музыкальные картинки. Включаем музыку. На листе бумаги рисуем разноцветные фигуры, которые ассоциируются с музыкой. От 4 лет.

54. Рисуем на ткани. Текстильными красками разрисовываем ткань, например старую футболку или простыню. От 3 лет.

55. Рисуем человечков. Мочим палец. Затем обмакиваем его в тушь и прижимаем к бумаге. Из отпечатка рисуем человечка: дорисовываем лицо, руки и ноги. От 5 лет.

56. Рисунки с продолжением. В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему продолжить рисунок. От 4 лет.

57. Рушим башню. Из коробочек или кубиков строим башню. С некоторого расстояния пытаемся ее разрушить шариком от пинг-понга. От 2 лет.

58. Скачки. Скачем на туго надутом воздушном шаре, пока он не лопнет. От 2 лет.

59. Складные картинки. Рисуем на бумаге голову, отгибаем назад и передаем другому, который рисует живот и руки и снова передаем, он дорисовывает ноги и ступни. Разворачиваем и смотрим рисунок. От 4 лет.

60. Слепая курица. С закрытыми глазами пытаемся пройти из одной комнаты в другую, ничего не задев. От 3 лет.

61. Смеяться запрещено. Пытаемся рассмешить своего товарища, рассказывая ему всякую чепуху. Его задача - остаться серьезным. Кто дольше выдержит? От 3 лет.

62. Сооружаем домик. Накрываем стол большой скатертью или покрывалом. Забираемся под стол. Главное - не забыть провиант. От 2 лет.

63. Соревнование скороходов. Все надевают очень большую по размеру обувь и бегут наперегонки через всю квартиру. От 2 лет.

64, Сортируем кубики. Все кубики сортируем по цвету и форме. От 2 лет.

65. Ставим ворота из крышечек от бутылок. Устанавливаем коридор из нескольких ворот. Для этого составляем по две крышечки друг с другом. Проталкиваем пальцем монетки через ворота. От 5 лет.

66. Считаем машины. Смотрим в окно. Заключаем пари, сколько машин (или сколько машин определенного цвета или модели) за какое-то время проедут мимо дома. От 5 лет.

67. Считаем очки. Для тех, кто учится считать. Бросаем кости по очереди. Выигрывает тот, кто наберет больше очков. От 4 лет.

68. Танцы. Включаем музыку, затем танцуем, как сумасшедшие. От 2 лет.

69. Угадываем животных. Каждый изображает какое-нибудь животное. Другие должны угадать - какое. От 5 лет.

70. Угадываем звуки. Один игрок закрывает глаза и пытается отгадать, кто из других игроков только что храпел, бурчал или мяукал. От 4 лет.

26 СОВЕТОВ РЕБЕНКА СВОИМ РОДИТЕЛЯМ.

 Будьте внимательны к своему малышу.

1. Не балуйте меня, вы этим меня портите.
Я хорошо знаю, что необязательно давать мне всё, что я требую. Я просто испытываю вас. Особенно не давайте мне того, что я хочу, ущемляя вас в чём-то.

2. Не бойтесь быть твёрдыми со мной.
Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить своё место и особенно помогает, когда со мной разговаривают как со взрослым. Мне легко в таком случае выполнить справедливые требования.

3. Не полагайтесь на применение силы в отношении со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы. Особенно если вы будете учитывать и мои интересы и уважать их.

4. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой. Не контролируйте свою последовательность; лучше определитесь со своими целями и своим местом в жизни.

5. Не давайте обещаний, которые не в силах выполнить, это может поколебать мою веру в вас. Просто скажите, что если вы не выполняете своего обещания, то компенсируете его тем-то и тем-то. Важно, чтобы компенсация была адекватной(или большей) и стимулировала вас выполнить обещание.

6. Не поддавайтесь на провокации, когда я пытаюсь расстроить вас.
Если честно, я всегда жалею о своём желании поманипулировать вами, так как это подрывает ваше доверие ко мне, а его всегда не хватает.

7. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу».
Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

8. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.
Лучше спросите, смогу ли я выполнить что-то сам, а не решайте, что я мал. Иначе я стану плаксой и нытиком.

9. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. , а то у меня войдёт в привычку использовать вас как прислугу.

10. Не обращайте внимания на мои дурные привычки.
Особенно не говорите: «Ты ещё маленький, тебе ещё рано…». Вы хотите , чтобы я подрос и оторвался на полную катушку?

11. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей.
Я обращаю гораздо больше внимания на ваши замечания, если вы скажете мне спокойно, с глазу на глаз.

12. Не пытайтесь обсуждать моё поведение в самый разгар конфликта.
В это состоянии я вас не слышу и не желаю делать то, на чём вы настаиваете. Будет лучше, если вы это сделаете немного позже.

13. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации.
Я сам знаю, что такое хорошо, а что такое плохо. Лучше вспомните себя в моём возрасте.

14. Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех.
Я должен научиться делать ошибки, чтобы понять, на что я способен. Вы до сих пор ошибаетесь, называя это опытом.

15. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня.
Если вы будете это делать, я буду защищаться, притворяясь глухим. Лучше поговорите со мной по душам.

16. Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал.
Я не знаю!

17. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность.
Когда я запуган, я легче превращаюсь в лжеца. Давайте поговорим попозже.

18. Не забывайте, что я люблю экспериментировать.
Таким образом я познаю мир. Может, попробуем вместе?

19. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок.
Я учусь на собственном опыте.

20. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори.
Я могу получать удовольствие от болезни, если это привлекает ко мне много внимания. Дайте мне лучше пример здорового образа жизни.

21. Не пытайтесь от меня отделываться, когда я задаю откровенные вопросы.
Если я не получу ответа от вас, я получу его на стороне. Вам это надо?

22. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы.
Мне будет трудно сравняться с вами.

23. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе мало времени.
Значение имеет то, как мы его проводим.

24. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства.
Иначе я буду бояться ещё больше. Покажите мне, что такое мужество. Иногда я боюсь просто так, чтобы вы были внимательнее ко мне.

25. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда вами забывается, а нагоняй – никогда.

26. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям.
Тогда я тоже стану вашим другом.

Запомните, что меня больше учит не критика, а примеры для подражания. Я очень горжусь вами, что вы прочитали все мои пожелания. Теперь у нас будет другая жизнь! Я верю вам. Помните, что я вас люблю. Пожалуйста, ответьте мне любовью.

12 конфликтных ситуаций на детской площадке.

Ситуация 1. Делают замечание вам

Ваш малыш беззаботно шлепает по лужам или кувыркается в снегу. А на вас со всех сторон сыплются критические замечания о вашей родительской «профпригодности».

Скорее всего, Вы ощущаете внутренний протест: «Какое имеют право эти чужие люди меня критиковать! Да еще, в присутствии моего ребенка!». Иной раз бывает так тяжело сдержаться. Но бесполезно вступать в пререкания. Спор ни к чему не приведет, и каждый останется при своём мнении. Это всё равно, что спорить, в каком месте кому заходить в море – каждый выбирает там, где ему удобнее (пляж-то большой). Так что спор – это пустая трата времени и нервов.

Ваши действия (или) Подсказка:

Можно поступать так же, как кролик Кочерыжка (в сказке М. Пляцковского), который на грозные замечания и угрозы Медведя, Тигра и Льва отвечал очень вежливо: «Здравствуйте! Рад вас видеть». А всё дело в том, что у кролика уши были заткнуты ватой, и он ничего не слышал! Почему бы и нам не последовать примеру этого кролика?

Ситуация 2. Делают замечание вашему ребенку

Вы с малышом хорошо погуляли! Результат налицо: кроха с ног до головы облеплен грязью. По пути домой вам встречается вездесущая соседка и начинает причитать: «О-о-й! Какой ты грязный! Разве можно так пачкаться?! Теперь маме придется стирать всю твою одежду!»

Ребенок может очень болезненно воспринять замечание постороннего человека. И если мама вовремя не заступится за него, как не заступилась в прошлый раз и не заступится в следующий, это может сделать ребенка неуверенным в себе и привести к тому, что он начнет стесняться и бояться чужих людей. К тому же впредь, когда другие дети будут говорить о вашем крохе плохо, он будет принимать это как должное.

Ваши действия (или) Подсказка:

Переведите порицание соседки в более мирное русло. Дружелюбным тоном поведайте ей о положительной стороне вашей прогулки: «Да, мы замечательно погуляли! Теперь идем домой, счастливые, довольные и, конечно же, порядком испачканные. Но разве без этого можно хорошо погулять?! Хорошо быть маленьким!»

Ситуация 3. Ребенок пытается вернуть свою игрушку

Ваш малыш мирно копается в песочнице. К нему подходит другой малыш и забирает его игрушку. Ваш кроха разгневан и пытается силой вернуть свою собственность.

Для начала давайте подумаем, почему дети так бурно реагируют, когда берут их игрушки? Ответ прост: во первых им жаль расставаться со своей игрушкой, а во вторых, они пока не понимают, что игрушки берутся на время, и всегда возвращаются к своим хозяевам. И только после 3-х лет ребенок начнет понимать, что такое собственность.

Ваши действия (или) Подсказка:

- Срочно разнимите «сцепившихся намертво» малышей.

- Покажите своему ребенку, что вы на его стороне: «Ты хочешь, чтобы машинка осталась у тебя?»

- Скажите о чувствах и желаниях другого ребенка: «Мальчику понравилась твоя игрушка, и он хотел бы с ней немного поиграть. Давай, дадим ему её ненадолго. Знаешь, как он обрадуется!». Обращаемся к мальчику: «Ты хочешь поменяться игрушками?»

- Если согласие от мальчика получено, пытаемся побудить своего ребенка поделиться игрушкой (но не заставить!): «Посмотри, у (имя мальчика) есть интересный трактор. Вы можете поменяться: ты ему на чуть-чуть дашь свою машинку, а он тебе свой трактор – тоже на чуть-чуть». Можно предложить своему ребенку поменять свою машинку на одну из двух-трех игрушек мальчика (т.е. предоставить своему ребенку дополнительную свободу выбора). Или спросите у своего ребенка, можно ли будет поиграть в его игрушку, когда он сам наиграется. Чаще всего ответ бывает положительный.

- Если ваш ребенок не соглашается расставаться со своей игрушкой ни при каких условиях, что ж, это его право. Вежливо откажите просителю: «Извини, (имя мальчика), (имя своего ребенка) хочет сам пока поиграть в свою машинку».

- Но если конфликт продолжает нарастать, можно попробовать переключить внимание детей на какую-то общую игру: нагружать трактором песок в машинку или поиграть в салки-догонялки. И уж если игра совсем не налаживается – развести по разным «углам».

Итог:

Таким образом, мы не «зациклившемся» на негативном поведении своего ребенка (в какой-то степени оно даже оправдано – он защищал свою собственность доступными ему способами), а показываем, как надо поступать в подобных ситуациях. Т.е. нужно не драться, а договариваться словами.

Ситуация 4. Ребенок плачет и не знает, как вернуть свою игрушку.

Ваш ребенок мирно копается в песочнице. К нему подходит другой малыш и забирает игрушку вашего чада. Ваш малыш с плачем бежит к вам….

Не стоит волноваться из-за того, что ваш малыш пасует перед «противником». Он наверняка научится отстаивать свою собственность, если вы будете учить его, как это делать. Только не всё сразу, скорее всего он прибегнет к вашей помощи ещё неоднократно.

Ваши действия (или) Подсказка:

- Присядьте возле малыша, загляните ему в глаза и озвучьте его чувства и желания: «У тебя забрали игрушку? А ты хотел сам в нее поиграть? Тогда давай вместе попросим ее вернуть». Или: «Ты переживаешь, что мальчик тебе не вернет игрушку? Он в неё немного поиграет и отдаст тебе – это же твоя игрушка. А мы, давай, пока построим из песка крепость!».

- Если ваш ребенок продолжает настаивать на возврате своей собственности, тогда возьмите своего малыша за руку, подойдите к «обидчику» и скажите: «Малыш, это наша игрушка. И (имя ребенка) сам хочет в нее поиграть. Отдай, пожалуйста».

- Если малыш упрямится, опять же можно предложить поменяться игрушками, но если никто этого не хочет, просто мягко заберите игрушку из рук другого ребенка.

Ситуация 5. Ваш ребенок взял чужую игрушку

На детской площадке гуляет много малышей. Повсюду лежат игрушки: тут - каталка с ручкой, тут - машинка на веревочке, тут - детская колясочка, тут - мяч... Ваш ребенок подходит, берет мяч и предлагает вам в него поиграть.

Все дети очень любознательны, они активно исследуют мир, и нет ничего предосудительного в том, что их интересуют не только свои, но и чужие игрушки.

Ваши действия (или) Подсказка:

- Если это игрушки ваших знакомых детей, нужно подойти к хозяину-ребенку, а еще лучше к его маме - она точно разрешит, и есть вероятность, что конфликт не возникнет - и попросить у неё. В конце игры важно обратить внимание своего ребенка на то, что игрушку нужно вернуть на место.

- Если вы не знаете, чья эта игрушка, можно громко об этом спросить у присутствующих. Если найти хозяина игрушки мало шансов, нужно кратко разъяснить ребенку ситуацию: «Мы не знаем, чья это игрушка, а без разрешения – брать нельзя». Можно вместе помечтать, как вы хотели бы, чтобы у него была такая же игрушка или подобная, а затем постараться отвлечь малыша на что-то другое.

- Бывает, что ваш ребенок, во что бы то ни стало, хочет поиграть именно в эту игрушку и уже трепетно прижимает её к груди, хотя хозяин так и остается неизвестным. Тогда (во избежание громкого плача) можно предложить ребенку такую альтернативу: «Мы берем игрушку и отправляемся на поиски её хозяина». Походите с игрушкой, поищите, может и найдете хозяина, а если и нет – так всё равно, ваш малыш, хоть немного, а поиграет с ней и вернет потом на место (и овцы целы, и волки сыты).

Ситуация 6. Ваш ребенок отнимает игрушку

Ваш малыш подходит к другому малышу и отбирает у него игрушку, тот плачет и пытается вернуть свою собственность обратно. Или вашему малышу дали поиграть во что-то, а теперь хозяин игрушки сам хочет в нее поиграть.

В подобных ситуациях важно научить кроху уважать чужую собственность, чтобы постепенно закладывалось и формировалось понятие «моё - твоё».

Ваши действия (или) Подсказка:

- Скажите своему ребенку: «Я понимаю, что ты хочешь поиграть с этой игрушкой. Эта игрушка (имя ребенка), и он пока сам хочет с ней играть. ( Эту фразу желательно строить без союза НО, так как ребенок может подумать, что его чувства неважны, потому что есть это «но…»). Ты можешь попросить ее попозже, когда (имя ребенка) захочет играть в другую игрушку, а пока давай … ». Возможно, что через некоторое время другой малыш действительно согласится на время расстаться со своим «сокровищем».

- Другой вариант: Спрашиваем у своего ребенка, хочет ли он поменяться с мальчиком игрушками, и если он согласен, предлагаем хозяину игрушки совершить временный обмен игрушками с вашим ребенком (лучше предложить несколько игрушек на выбор).

Ситуация 7. Ваш малыш на дворовых качелях

Ваш малыш качается на качелях. Тут подходит другой ребенок с явным намерением тоже покачаться.

В принципе, раз ваш ребенок первым занял качели – они пока «его», но в разумных пределах, конечно.

Ваши действия (или) Подсказка:

- С появлением ребенка, желающего покачаться на тех же самых качелях, нужно начать готовить ребенка к мысли о том, что качели скоро придется уступить: «Вот малыш тоже хочет покачаться, давай еще 20 раз качнемся и пойдем… (предложите достойную альтернативу: покатаемся с горки, покрутимся на каруселях, пораскачиваем на качелях этого самого малыша)».

- Если Ваш малыш упрямится и не хочет уступать качели, предложите ему тогда дать поиграть в одну из его игрушек стоящему в очереди ребенку. Или придумайте способ отвлечь его.

Ситуация 8. Ваш малыш хочет качаться на качелях, а они заняты

Вы с малышом приходите на детскую площадку. Его внимание привлекают качели, которые конечно оказываются занятыми…

Теперь ситуация противоположная – качели оказались заняты. Вы и ваш малыш достаточно долго «стоите в очереди», ожидая, когда они освободятся, но качающийся на них ребенок и не думает с ними расставаться.

Ваши действия (или) Подсказка:

- для начала можно просто попросить качающегося малыша уступить вам качели;

- предложить качающемуся малышу интересный обмен: он вам качели, вы ему свой велосипедик;

- переключить внимание своего ребенка на альтернативное, но не менее интересное занятие.

Ситуация 9. Ваш малыш не может дать сдачи

Ваш малыш стоит возле вас, тут к нему подходит другой ребенок и ни с того ни с сего его бьет (толкает, кусает и т.п.). Ваш малыш теряется и не знает, что делать.

У Вас должна быть твердая установка: никто не смеет бить вашего ребенка, и ваш ребенок не должен сомневаться, что это действительно так. Поэтому все Ваши дальнейшие действия должны быть направлены на то, чтобы дать понять своему сыну или дочери, что делать, если его/её права нарушены.

Но, возможно, сначала он должен окрепнуть и морально дорасти до того, чтобы действовать так, как вы ему советуете. Поэтому нельзя насильно заставлять малыша следовать вашим советам, иначе ребенок будет переживать не только из-за того, что его обидели, но еще и из-за того, что он не может выполнить ваши рекомендации.

Ваши действия (или) Подсказка:

По возможности, предотвратите конфликт - перехватите руку замахивающегося ребенка, но если уже не успели, то:

- опуститесь перед своим ребенком на корточки, обнимите его, пожалейте, скажите: «Тебе больно…»;

- дети бояться всего непонятного; поэтому объясните своему ребенку поведение мальчика: «Наверно, мальчик хотел с тобой поиграть, но не знал, как тебе это сказать»;

- строго скажите обидчику: «Моего сына бить нельзя! Если ты хочешь с ним играть – так и скажи: «давай играть».

Итог:

В данной ситуации Вы должны учить ребенка стоять за себя. Поначалу Вам придется выступать в роли защитницы своего малыша, чтобы показывать ему образец будущего самостоятельного поведения. Действуйте всегда по одному и тому же принципу, но не ждите, что после первых же «уроков» ваше чадо даст достойный отпор обидчику.

Ситуация 10. Ваш малыш бьет в ответ

Вашего малыша толкнули (ударили, обидели, обсыпали песком). Недолго думая, он дает сдачу.

Дети эмоциональны и, даже если они уже и знают, что драться нельзя и сами озвучивают это, то в критических ситуациях действуют так, как им подсказывает их первоначальный импульс: ударить, толкнуть, отобрать, не уступить.

Предпочтительнее не доводить дело до драки и разрешать ссоры путем мирных переговоров. Но бывают ситуации, когда действительно остается только одно - дать сдачи, ибо никакие увещевания не действуют. И все-таки, по возожности, предлагайте своему крохе более мирные альтернативы.

Ваши действия (или) Подсказка:

- Скажите коротко обоим: «Драться нельзя!»

- Скажите о том, какое действие вы считаете правильным: «Нужно довариваться, предлагать поменяться и играть вместе».

- Дома обыграйте произошедшую ситуацию на игрушках, стараясь донести мысль о том, что давать сдачи можно только после предупреждения и не бить сильно.

Ситуация 11. Ваш ребенок обижает другого малыша

Ваш малыш явно обижает другого ребенка (обсыпает песком, толкает, бьет или кусает).

Ваш малыш поступает так, по нескольким причинам: не умеет конструктивно общаться с детьми; экспериментирует подобным образом «а что будет, если….», привлекает к себе ваше внимание. При этом он следит за вашей реакцией. Если ваша реакция слишком бурная и всегда разная – он наверняка продолжит свои эксперименты. Поэтому надо выработать четкую схему реагирования на подобные проделки малыша. Необходимо учить ребенка контролировать свои агрессивные действия и переводить их в адекватные выражения своего гнева.

Ваши действия (или) Подсказка:

- Уделите максимум внимания пострадавшему ребенку: «Тебе больно. Извини, пожалуйста … (имя вашего ребенка). Он пока не знает, что песком кидаться нельзя!»

- Обратитесь к своему ребенку, сделайте ему короткое замечание и помогите исправить ситуацию: «Кидаться песком нельзя! Мальчику/девочке неприятно (больно). Давай теперь вместе отряхнем малыша (пожалеем, погладим...)».

- Помогите детям наладить конструктивное взаимодействие: «Хотите, я научу вас копать глубокие колодцы? Тогда берите лопатки…»

- В домашних играх с игрушками проигрывайте и проговаривайте, что драться нельзя и учите ребенка выражать свои желания словами: «отдай, пожалуйста», «не бери — это мое», а агрессивные эмоции переводите в сочувствие и понимание другого (малышу больно, давай его пожалеем, давай ему дадим совочек) или безобидные действия (топаем ногами, громко кричим, бьем подушку, кидаем мячики и т.п.).

Ситуация 12. Дети, сами выясняющие отношения

Вы разговаривали по мобильному телефону и на какое-то время упустили из виду своего малыша. Когда он вновь появился в поле вашего зрения, оказалось, что он уже не один, их двое (ваш малыш и еще малыш) и они спорят (или толкаются).

Между детьми часто возникает соперничество. Поэтому они время от времени начинают выяснять, кто сильнее, причем делают это разными способами. В такой «разборке» не стоит выяснять, кто первый начал и принимать чью–либо сторону.

Ваши действия (или) Подсказка:

- Если стычка происходит на равных, и нет серьезной угрозы для здоровья детей (то есть если они не дерутся, у них нет камней или палок в руках) – подождите и не вмешивайтесь.

- Если конфликт затягивается, набирает обороты или выявляется явно страдающая сторона, следует тут же вмешаться и разнять спорщиков.

- Первым делом переключите внимание на себя: «… (имя ребенка) и … (имя другого ребенка), посмотрите на меня».

- Далее переключите внимание детей с предмета их спора друг на друга: «Посмотрите друг на друга». Можно переключить внимание на какую-то деталь, как это делала Мэри Попинс: «У тебя пуговица расстегнулась. А у тебя руки грязные». Возможно, что уже на этом этапе конфликт будет исчерпан, и дети заулыбаются.

- Скажите о своих чувствах: «Мне нравится, когда вы дружно играете».

- Поговорите о дальнейших планах: «Во что ты хочешь играть? А ты во что?»

- Предложить общую игру.

Суммируя всё вышесказанное, приведем общие рекомендации:

• Относитесь к другому ребенку так же, как вы бы хотели, чтобы относились к вашему.

• Старайтесь использовать запрещающие слова в исключительных случаях. Вместо «нельзя ломать другому ребенку куличики» лучше сказать: «давай сделаем такие же куличики».

60 ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Говорите своему ребенку:

1. Я люблю тебя. 2. Люблю тебя, не смотря ни на что. 3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня. 4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя. 5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой. 6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя. 7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно. 8. Спасибо. 9. Мне понравилось сегодня с тобой играть. 10. Моё любимое воспоминание за день, когда мы с тобой что-то делали вместе.


Рассказывайте:

11. Историю их рождения или усыновления. 12. О том как вы *нежничали* с ними, когда они были маленькие. 13. Историю о том, как вы выбирали им имена. 14 О себе в их возрасте. 15. О том, как встретились их бабушки и дедушки. 16. Какие ваши любимые цвета. 17. Что иногда вам тоже сложно. 18. Что когда вы держите их за руку и сжимаете ее 3 раза, это секретный код, который означает - *люблю тебя*. 19. Какой у вас план. 20. Чем вы сейчас занимаетесь.

Слушайте:

21. Вашего ребенка в машине. 22. Что ваш ребенок рассказывает про свои игрушки, и подумайте, насколько это для него важно. 23. Вопрос, в котором ваш ребенок действительно нуждается вашей помощи. 24. На одну секунду дольше, чем позволяет ваше терпение. 25. Чувства, которые стоят за словами вашего ребенка.

Спрашивайте:

26. Почему ты думаешь это случилось? 27. Как думаешь, что будет если …..? 28. Как нам это выяснить? 29. О чем ты думаешь? 30. Какое у тебя самое приятное воспоминание за день? 31. Как думаешь, какое "оно" на вкус?

Показывайте:

32. Как сделать что-то, вместо того, чтобы запрещать это делать. 33. Как свистеть в травинки. 34. Как тасовать карты, сделать веер/домик. 35. Как резать еду. 36. Как складывать белье. 37. Как искать информацию, когда вы не знаете ответа. 38. Привязанность к вашему супругу. 38. Что заботиться о себе, ухаживать за собой очень важно.

Выделите время:

39. Чтобы понаблюдать за строительными площадками. 40. Чтобы посмотреть на птиц. 41. Чтобы ваш ребенок помог вам готовить. 42. Ходить в какие-то места вместе. 43. Копаться вместе в грязи. 44. Чтобы выполнять задания в темпе вашего ребенка. 45. Чтобы просто посидеть с вашим ребенком, пока он играет.

Порадуйте своего ребенка:

46. Сделайте сюрприз и уберите в его комнате. 47. Положите шоколад в блины. 48. Выложите еду или закуску в форме смайлика. 49. Сделайте какие-то звуковые эффекты, когда помогаете им что-то делать. 50. Играйте с ними на полу.

Отпускайте:

51. Чувство вины. 52. Ваши мысли о том, как должно было быть. 53. Вашу потребность быть правым.

Отдавайте:

54. Смотрите на вашего ребенка добрыми глазами. 55. Улыбайтесь, когда ваш ребенок заходит в комнату. 56. Отвечайте взаимностью, когда ваш ребенок вас касается. 57. Настройте контакт, прежде чем что-то говорить (исправлять), чтобы ваш ребенок действительно вас услышал. 58. Давайте вашему ребенку возможность справится со своим недовольством (гневом, злостью), прежде чем оказать ему помощь. 59. Делайте ванну в конце длинного дня. 60. Выберите сами ваш любимый способ быть добрым к вашему ребенку.

КАК МЫ ДЕЛАЕМ НАШИХ ДЕТЕЙ НЕУДАЧНИКАМИ...

Не совершайте ошибок в воспитании ребенка, они могут быть необратимы.

1. «В твоем возрасте я умел это делать»
Не стоит делать акцент на вашем превосходстве, подчеркивать, что вам что-то легче давалось.
Вы с вашим малышом ‒ не соперники.
Ребенок понимает, что вы сильнее и больше умеете, потому что вы – взрослый, он хочет учиться, подражать вам, чтобы стать «как папа».

Если же вы сильнее, умнее, способнее были всегда, даже когда не были взрослым, то малыш может спасовать и потерять надежду со временем догнать вас.
Расскажите ребенку, как именно вы добились ваших успехов, с какими сложностями столкнулись, какие чувства испытывали.
Это очень сблизит вас, вселит в малыша гордость за вас и веру в себя.

2. «Не бери игрушку в садик, потеряешь»
Используйте «Я-сообщения», чтобы предупредить малыша о возможных рисках или последствиях его действий.
В такой форме они звучат не обидно для ребенка, потому что вы говорите о своих чувствах, а не о его недостатках.
Перефразируем: «Я предлагаю оставить игрушку в машине – боюсь, что в школе она может потеряться. Что ты думаешь об этом?»

3.«У тебя нет к этому способностей»
«Он у нас немузыкальный»; «И в кого ты такой неспортивный?»;
«Да, художника из тебя не выйдет»…
Мы часто не задумываемся о разрушительных последствиях подобных комментариев.
Часто досада родителей объясняется желанием видеть ребенка первым, лучшим во всем.
Если ребенок не обладает, по мнению родителей, выдающимися способностями, то лучше вообще держать его подальше от тех видов деятельности, где он не будет «блистать». А между тем детские кружки и клубы существуют не только для гениев и чемпионов!
Если малышу интересно заниматься, он получает удовольствие, не лишайте ребенка надежды, дайте ему шанс пробовать свои силы еще и еще.

4.«Подрастешь – узнаешь»
Если ребенок слышит такой ответ постоянно, через некоторое время он действительно перестает донимать родителей расспросами.
Кроме того, у малыша может сложиться мистическое представление о том, откуда берутся знания: человек автоматически узнает все на свете, достигнув определенного возраста (или даже роста). Значит, чтобы стать умным, надо просто подождать, а не штудировать энциклопедии.

Поддерживать любознательность, стимулировать интерес к миру необходимо. Если вы не знаете ответа на вопрос, честно скажите об этом. Пообещайте, что вместе найдете ответ в книгах или в Интернете – и сдержите обещание.
Перефразируем: «Значит, тебя интересует космос? Здорово! Ты задал сложный вопрос, без подготовки мне будет трудно ответить. Давай вечером спросим у папы. А еще можно зайти в библиотеку…»

5.«Ты меня с ума сведешь!»
Говоря так, вы, во-первых, расписываетесь в собственном бессилии и некомпетентности, а во-вторых, навязываете ребенку ответственность за ваше состояние.
Вряд ли в вашей усталости и раздражении виноват только ребенок...
Если вы чувствуете себя «на грани», не стоит делать вид, что вы полны сил, и затевать шумные игры с ребенком. Быть честным с малышом – не плохо. Вы имеете право на усталость, грусть и даже на гнев. Лучше отправить малыша в детскую для тайм-аута или устроить тайм-аут для себя, чем до последнего «держать лицо» и в конце концов взорваться.
Перефразируем: «У меня был трудный день, мне надо отдохнуть. Можешь тихо поиграть в своей комнате?
А попозже мы выпьем какао и почитаем сказку».

6.«Ты что, глухой?»
Сарказм, в отличие от юмора, как воспитательный прием очень опасен ‒ в первую очередь тем, что разрушает добрые отношения, создает барьер непонимания. Ребенок может и не выглядеть обиженным, но это не значит, что язвительное замечание его не задело.
Малыши склонны воспринимать смысл сказанного буквально. Говоря «Твое место в свинарнике!» или «У тебя совсем мозгов нет!», вы можете серьезно напугать ребенка.
Дети постарше, которых часто высмеивают, становятся замкнутыми, тревожными, неуверенными в себе. Сарказм, злые насмешки действуют не менее разрушительно, чем другие виды агрессии, поэтому в общении с ребенком лучше отказаться от них вообще.
Вы сможете оценить этот жест доброй воли, когда ребенок достигнет подросткового возраста.

7.«Как ты мне надоел»
Эта фраза звучит грубо и унижает ребенка.
Дети действительно порой доводят нас до белого каления, и эмоции вырываются из-под контроля. Но на самом деле мы не бессильны перед лицом этой дикой силы.
Мы можем научиться не терять себя – если научимся распознавать и признавать свои чувства.
«Я страшно рассержена», «Я очень сильно испугалась!», «Мне очень обидно!» ‒ говоря о себе, о собственном состоянии, мы возвращаем себе себя и получаем шанс избежать жертв и разрушений.

  • 1
  • 2